План
Введение
1. Понятие е-журн-ки, категоризация и отличие от других СМИ. Примеры по всем типам
2. Распределение и охват аудитории, дифференциация
3. Отличия оригинальных е-СМИ от филиалов в сети
4. Особенности е-СМИ
Вывод
1. Понятие е-журн-ки, категоризация и отличие от других СМИ. Примеры по всем типам
Электронная журналистика (или онлайн-журналистика) – это вид публицистической деятельности, окончательный продукт которой размещается непосредственно в сети Интернет. Главными особенностями этого типа журналистики являются два аспекта: сверхактуальность и мультимедийность.
Сверхактуальность решает проблему времени, прошедшего с момента события, позволяя настроить прямую тарнсляцию с места события или мгновенное обновление поступающих данных. У электронных СМИ нет строгих временных рамок, а также ограничений по объёму материалов, поэтому обновление, дополнение информации теоретически может происходить бесконечно.
Мультимедийность – это черта, присущая только цифровой информационной среде. Её суть состоит в том, что информационные сообщения могут быть представлены в различном виде: звуковые файлы, изображения, видео, текст, прямая трансляция. При этом, они могут комбинироваться.
Электронная журналистика в РМ
Электронные СМИ в Молдове – это уже целый феномен, под характеристики которого подпадает значительное количество масс-медиа ресурсов.
Краткая типология
По механизму возникновения
— оригинальные электронные издания – это просто информационные ресурсы, не имеющие аналогов ни в каком другом виде СМИ, т.е. не встречающиеся ни в печати, на на ТВ или радио. Примеры: stireazilei.md, point.md, …
В общем виде в эту категорию могут быть включены и информационные агентства, учитывая факт, что коммерческие продукты они продают другим СМИ, а информация для свободного доступа раньше всего поступает в Интернет.
Примеры: infotag.md, info-prim.md, omg.md, …
— филиалы традиционных СМИ (пресса, радио, тв) – это продолжение определённого ресурса, его представительство во всемирной сети. Примерами могут служить tv7.md, protv.md
— онлайн-узел информационного холдинга – такой вид СМИ встречается в случае, когда бренднейм большого СМИ работает сразу на нескольких каналах (радио, печать, ТВ), а сайт просто систематизирует всё многообразие информации. Примеры: publika.md, jurnal.md, …
— персональные блоги (используя СМИ, собственные) – таким видом публицистики занимаются лица, уже хорошо известные массовой аудитории, публичные личности, политики, эксперты и обозреватели. Как правило, встречается два типа ведения блогов: используя СМИ, будучи в статусе автора; или же используя популярные блоггерские сети, типа livejournal.
Примеры: http://ava.md/blogs/bogdan-tsirdea/ — представительство политолога Богдана Цырди на Ава.мд.
http://kstaris.livejournal.com/ — блог политического обозревателя Константина Старыша.
— сайты-агрегаторы новостей – это автоматические системы, собирающие все сообщения, поступающие из определённых ресурсов. Подписываясь на агрегатор, пользователь получает сводку новостей сразу с нескольких источников.
Примеры: terra.md, news.yam.md, …
— представительства различных СМИ в популярных социальных сетях. Довольно удобный способ обеспечить ресурсу нужную посещаемость, привлекая внимание любителей электронного общения. Примеры: http://vkontakte.ru/club16575796 — группа газеты «Панорама», http://vkontakte.ru/club18272472 — газета «Новости дня», http://www.facebook.com/apps/application.php?id=262356250468390&sk=wall&filter=12 – портал Point.md.
Дифференциация онлайн-СМИ по тематике в принципе ничем не отличается от классических СМИ: это по-прежнему политические, общественные, экономические, спортивные, узкоспециализированные и развлекательные издания.
2. Распределение и охват аудитории, дифференциация
Приводим статистические данные.
а. Данные системы Google Analytics, цитируемые порталом metrica.md:
На начало января 2012 года первая десятка самых популярных молдавских информационных сайтов выглядела следующим образом:
б. Данные системы Google Analytics, цитируемые порталом metrica.md:
На начало января 2012 года первая десятка из всех самых популярных молдавских сайтов вне зависимости от типов контента выглядела следующим образом:
в. Индекс популярности молдавских информационных ресурсов также вычисляется порталом businessclass.md на основе пользовательского голосования. Итоги, подведённые в конце декабря 2011:
Тематическая дифференциация
Информационный рынок онлайн-СМИ РМ можно условно подразделить на несколько категорий:
— ресурсы общего назначения («жёсткие» новости + развлекательный контент)
Примеры: point.md, pan.md
— социально-политические сайты
Примеры: stireazilei.md, omg.md
— строго политические информационные порталы (новости + аналитика)
Примеры: ava.md, tribuna.md
— узкоспециализированный контент (экономические обозрения, спортивные новости и пр.)
Примеры: infomarket.md, businessclass.md, sports.md
— развлекательные СМИ
allmoldova.md, topdj.md
3. Отличия оригинальных е-СМИ от филиалов в сети
Разница между электронными и холдингами
Суть различий истинно электронных СМИ и просто цифровых версий традиционных СМИ базируется на тех преимуществах, которые может предоставить виртуальная среда.
Во-первых, добавление новой информации. Сайт классического СМИ представляет собой зеркальное отражение его оригинала: газетного выпуска, телепередачи или радиотрансляции. Настоящее электронное издание, как правило, обновляет собственный контент в режиме реального времени. Электронные СМИ публикуют информацию в больших объёмах и значительно чаще, чем могут позволить себе традиционные масс-медиа. Таким образом, их преимущество сводится к максимальной актуальности выпускаемой информационной продукции.
Во-вторых, многоязычность. Это свойство электронных СМИ позволяет значительно расширить охват потенциальной аудитории, привлекая пользователей, живущих за пределами страны автора и говорящих на разных языках. Максимальную выгоду от публикации контента на разных языках извлекают СМИ в странах с несколькими основными языками, например, в Молдове. Редкое печатное издание делает два одинаковых выпуска на разных языках.
В-третьих, специфика подачи. Даже имея представительство в сети, обладая персональным сайтом, крупное издание традиционного толка по-прежнему остаётся верным правилам подачи материалов, принятых в той сфере, где оно реализует себя – печать, радио, телевидение. Основой же чисто электронных СМИ остаются стандарты сетевого информирования, которые значительно отличаются от принципов подготовки классических журналистских продуктов.
4. Особенности е-СМИ. Специфика и отличия онлайн-контента от традиционной прессы
Особенности
Исчезновение локальности. В первую очередь, следует отметить тот факт, что любое СМИ при выходе в онлайн теряет свой локальный оттенок. То есть, информация, размещённая в сети, становится достоянием сети, а не конкретного СМИ или даже государства. Процессы глобализации внедряются в жизнь простых пользователей даже быстрее, чем они себе это представляют. Прибавим сюда возможность публикации материалов на нескольких языках.
Один в сети – это сила. То, что неподвластно одному в реальной жизни: организовать полностью процесс производства какого-либо СМИ, в виртуальной среде становится вопросом желания. Один человек, при наличии времени и желания, способен обеспечить своему порталу хорошую посещаемость и даже иметь приличный доход, при должном качестве размещаемого контента.
Сверхактуальность. Сверхактуальность решает проблему времени, прошедшего с момента события, позволяя настроить прямую тарнсляцию с места события или мгновенное обновление поступающих данных. У электронных СМИ нет строгих временных рамок, а также ограничений по объёму материалов, поэтому обновление, дополнение информации теоретически может происходить бесконечно.
Мультимедийность. Мультимедийность – это черта, присущая только цифровой информационной среде. Её суть состоит в том, что информационные сообщения могут быть представлены в различном виде: звуковые файлы, изображения, видео, текст, прямая трансляция. При этом, они могут комбинироваться.
Возможности социальных сервисов. Интеграция информационных порталов в среду социальных сетей значительно позволяет расширить аудиторию собственного ресурса. Вместе с этим, появляется возможность быть ближе к своей аудитории, получая обратную связь путём обсуждения актуальных вопросов, решения технических проблем по тестированию и отладке работы сайта, принимая жалобы и предложения.
Нет профессионального ценза. В сети журналистом/блоггером/писателем может стать любой человек. Теперь, чтобы иметь право выразить своё мнение не обязательно обладать дипломом журналиста и что-либо уметь. Всё, что нужно – это интернет-соединение.
Можно сделать себе имя, не потратив ни копейки. Используя порталы бесплатных блогов или социальные сети, при большом усердии и энтузиазме вполне реально заработать репутацию без каких-либо затрат на оплату интернет-площадки, хостинга и пр. Сразу оговоримся, что платить придётся хотя бы за электроэнергию, абонентскую плату за Интернет или за часы, проведённые в Интернет-кафе. Хотя, и это решается – можно просто завести добрых друзей, пускающих за компьютер =)
Отличия онлайн-контента от традиционной прессы
На сегодняшний день основные отличия в правилах подготовки текстов для онлайна публикуются на всевозможных порталах для фрилансеров, рерайтеров и т.п. Их суть сводится к следующим пунктам:
— тексты должны быть написаны простым языком, небольшие по объёму, разбитые на абзацы;
— избегать нагромождения цифр, незнакомых сокращений и аббревиатур, редких и незнакомых слов;
— по возможности размещать изображения, поясняющие смысл написанного;
— приветствуется блочная логическая структура текстов, и пр.
Оправданность предъявления таких требований исходит из предпосылки о том, что сидя за компьютером, человек не хочет загружать себя громоздкой информацией, он не станет читать «простыню» текста на три прокрутки экрана, ему проще найти аналогичную информацию, изложенную в другом месте более лаконично и сжато.
Вывод
Онлайн-сектор молдавской журналистики – это быстро развивающееся и перспективное направление. Его преимущества значительно превосходят порог вхождения в сферу традиционной журналистики, где по приоритетности вопрос имени стоит после вопроса самоокупаемости издания.
Можно быть одному и не иметь денег. Можно даже не знать о чём писать. И даже не знать языка той аудитории, которой адресуется твой продукт.
Есть переводчики, есть social-маркетологи, есть интернет. Есть фанатики, есть добровольцы, всех объединяет Сеть.
Поясним положение лидеров посещаемости из таблицы номер 2.
protv.md – занимает лидируещее среди СМИ место из-за высокой актуальности и качества контента.
point.md – здсь ситуация другая. Актуальные новости, размещаемые довольно оперативно. Агрегация с других ресурсов. Много и в одном месте. Плюс адаптировано к стандартам онлайна – немного и легко читается. Также посещаемость ресурса обеспечивает реклама и переадресация материалов на площадках холдинга Simpals (999.md, curs.md, drive.md, …).
moldova.org – не отличается особым количеством и качеством материалов, однако его выручает размещение побочных продуктов: кулинарные рецепты, виртуальная библиотека и пр.
allmoldova.md – это развлекательный портал: светская жизнь, афиша, и, между прочим, новости.
forum.md – портал не столько информационный, а как следует из названия – созданный для общения. Он был отклассифицирован как информационный, т.к. его редакторы размещают новостные сообщения из других источников, делая его по сути таким же агрегатором. Интересные факты с порталов topnews.ru, dni.ru, а также наиболее популярные материалы с point.md. Его популярность объясняется желанием людей просто почитать и иногда пообщаться.
Таким образом, можно сделать вывод, что в первую очередь молдавскую онлайн-аудиторию интересует актуальная информация о событиях в стране и за рубежом (первые 2 сайта), а затем уже ими движет желание пообщаться, отдохнуть и развлечься (следующие 3).
Кроме того, онлайн-СМИ могут выступать как мощное оружие пропаганды и агитации. Достаточно вспомнить пример с «твиттерной» революцией, как часть 7 апреля 2009 года.
Оставьте комментарий